Изъятие ребенка из семьи полицией

Изъятие ребенка из семьи полицией

Речь о законе «Об основах профилактики безнадзорности и…», в нарушение которого чаще всего забирают детей. Закон не знают в первую очередь те, кто должен его применять, поэтому начну с их начальницы

Изъятие ребенка из семьи полицией

Беседа с Еленой Новосельцевой [кто это] и Еленой Альшанской [кто это]

1. Полковник Е. А. Новосельцева отвечает в студии Ленты.ру на вопрос ведущего: «А что говорит закон?»

Елена Александровна сначала правильно говорит про то, что «сама процедура отобрания — это история совсем не про органы внутренних дел», потом про то, что «Закон о полиции предписывает нам оказывать помощь людям, находящимся в тяжёлой ситуации и оказывать помощь тем лицам, то есть защищать их от правонарушений, от преступлений…” А затем пытается закон процитировать:

«Если брать терминологию 120-ФЗ, то там есть статья 1, где говорится, что безнадзорный ребёнок — это ребёнок, который — скажу тоже своим текстом — в силу неисполнения или некачественного исполнения родителем своих обязанностей оказался в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении… И получается, что полиция должна принять меры. Если опека уходит в сторону, то полиция должна принять меры, чтобы с ребёнком в тех условиях, в которых он оказался, не случилось что-нибудь более плохого, чем то, что уже произошло».

То есть Елена Александровна процитировала закон не по закону, а по противозаконной практике (разницу я описывал), которую она, значит, знает лучше.

2. Е.Л.Альшанская, её собеседница от обшественности. Правда, не родительской, а «сопроводительской». Она должна быть в теме, она даже сама предлагает какие-то свои очень странные алгоритмы отобрания детей. И сюда она пришла, зная, что будет темой беседы. Но закон она знает, мягко говоря, приблизительно. Хотя не теряет здравый смысл — чувствует, что Новосельцева говорит что-то не то:

…Безнадзорность трактуется 120-м законом настолько широко, что это какое-то неправильное исполнение родительских обязанностей, в результате которых ребёнок остался безнадзорным. [Неправильно.

Ненадлежащее исполнение — только необходимый признак безнадзорности, благодаря наличию которого в законе не каждый ребёнок, который находится без взрослых, является безнадзорным. — А.К.] Но всё-таки — и это очевидно — в присутствии родителя, который находится там же, назвать такую ситуацию безнадзорностью очень сложно.

Также как когда ребёнка забирают из детского учреждения.

Что, педагог, директор детского сада или школы или какого-то кружка оставил детей без надзора, он не выполнил свои обязанности? Эта трактовка настолько волюнтаристская, конечно, она противоречит здравому смыслу и по-хорошему, я подозреваю, она не соответствует и точной норме этого закона…У большинства семей кровных, с которым мы работаем, дети были отобраны по вот этой бумажке, что это безнадзорность. То есть полиция вместе с опекой заходила в семью, где рядом с ребёнком была мама.

…И на самом деле получается, что в интересах семьи проще этого не делать. А при этом они считают, что ребёнка забрать надо. И что они делают: они просят полицию написать вот этот самый акт, что полиция вдруг обнаружила безнадзорного ребёнка сидящим на руках у мамы.

Новосельцева пускается оправдываться, признаваясь, что опека просит отобрать, а полиция могла бы не слушаться опеку, но оформляет отобрание по безнадзорности потому, что якобы боится обвинения в халатности, если что потом случится.

Аргумент явно фальшивый — почему это именно в отношении детей полиция вдруг стала больше бояться обвинения в халатности, чем обвинений в превышении полномочий и подлоге обстоятельств? Для полиции не может быть чего-то необычного в выдерживании законности когда хочется вмешаться, а нельзя.

И почему же тогда полиция не боится забрать из такой ситуации взрослого — носителя «непосредственной угрозы», если она есть.

От общественницы, хотя и особенной, проповедующей вмешательство всюду специалистов-психологов, вернёмся снова к служащим.

Из статьи 1 ФЗ-120:   несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;   антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

   семья, находящаяся в социально опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

3. А. З. Дзугаева, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, выступает 15 февраля в Общественной палате (см. трансляцию):

(49:50) Как я уже говорила, статьи 13 и 121 ФЗ-120 позволяют сотрудникам органов МВД выйти в семью, оценить в рамках своего усмотрения ситуацию в семье, доставить в соответствующее отделение полиции ребёнка, составить акт – либо о помещении ребёнка в специализированное учреждение если они сочли, что ребёнок находится в социально-опасном положении, либо акт о безнадзорности, если они выявили, например, факт жестокого обращения и полагают, что есть основания изъять ребёнка, потому что есть опасность его жизни. И их действия абсолютно логичны и понятны в рамках вот этих двух статей. И по сути таким образом именно осуществляется изъятие ребёнка в большинстве случаев…(51:19) …Конечно же, необходим чёткий механизм действий органов внутренних дел… в части той оценки ситуации, есть ли социально-опасное положение, нет ли социально-опасного положения, насколько ситуация действительно остра.

(57:05) Мы работаем над подготовкой нашего московского регламента по отобранию детей в случае нахождения ребёнка в социально-опасном положении.

Как видно, Алла Зауровна твёрдо уверенна, что “социально-опасное положение” – законный повод для отобрания детей. Слушая на разных встречах такие речи, понимаешь, как практика исполнения незаконного Приказа № 845 искорёжила сознание служащих не только полиции, но и опеки.

4. Другие общественники.

Несмотря на наши разъяснения, продолжают нести ошибочную оценку и горячие представители родительской общественности. Героиня моего прошлого материала на Парламентских слушаниях выступила в унисон с Е.Альшанской, вновь обвинив ФЗ-120 и призвав к его радикальному изменению. Мне пришлось в своём выступлении указать на эту ошибку.

К сожалению, общественники, не работающие со «случаями», порой не понимают разницу между плохим законом и ведомственным беззаконием — а от этого понимания зависит, что нужно предлагать. Уже в марте приходилось читать, будто ФЗ-120 позволяет «изымать детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Это известная путаница у невнимательных читателей закона. Cтатья 13 позволяет принимать таких детей в СРЦ. Но это действия уже после изъятия, для них нужно, чтобы дети были сначала изъяты (или находились в системе по другой причине, например, по добровольному заявлению).

Статья 13 – это полномочия СРЦ, основания приёма, а не изъятия. А основания для изъятия даются в другой статье (21, полномочия ПДН), в которой «трудной жизненной ситуации» нет, как нет её даже в организующем беззаконие приказе № 845. Для стройности закона, надо бы в ст.

21 добавить полномочие полиции передавать изъятых детей в СРЦ (а куда их девать?), но это техническая, а не радикальная поправка.

Александр Коваленин, РВС

Источник: https://rvs.su/statia/vse-ne-znayut-zakon-po-kotoromu-policiya-zabiraet-detey

Детей доверят судьям

Изъятие ребенка из семьи полицией

Изымать детей из семей в случае угрозы жизни и здоровью только по решению суда, который должен вынести свой вердикт в течение 24 часов, предлагается во внесенном в Госдуму законопроекте.

Авторы документа ссылаются на аналогичную норму в законодательстве РСФСР 1969 года, указывая при этом, что порядок отобрания разработан с учетом новых норм Конституции России. Опрошенные “Ъ” эксперты в целом одобряют инициативу, однако указывают на необходимость широкого общественного обсуждения документа и на ряд не до конца ясных моментов.

В частности, в законопроекте нет критериев для определения необходимости немедленного изъятия, которое допускается в документе в исключительных случаях.

Законопроект, который вносит изменения в Гражданский кодекс, Семейный кодекс и закон «О полиции», разработали депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас.

Они объясняют инициативу новыми положениями Конституции (авторы возглавляют рабочую группу по подготовке изменений): «В силу п. 4 ст. 67.

1 дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России… Реализация указанных конституционных положений требует от законодателя максимально эффективных механизмов охраны прав и интересов ребенка, а также обеспечения для него возможности жить и воспитываться в семье».

Отобрание ребенка предлагается производить только «при непосредственной угрозе его жизни и здоровью по общему правилу на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства».

Суд должен будет рассматривать вопрос в течение 24 часов с момента поступления заявления от органов опеки или полиции.

При этом «в исключительных случаях, при наличии оснований полагать, что смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки при участии прокурора и органов внутренних дел может изъять ребенка, составив акт с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни».

Авторы поясняют, что сейчас административный порядок отобрания ребенка при угрозе его жизни и здоровью закреплен в ст.

 77 Семейного кодекса, его производят органы опеки на основании акта органа исполнительной власти субъекта РФ: «Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны)».

Господа Крашенинников и Клишас полагают, что «требуемый уровень правовой защиты интересов частных лиц способна обеспечить лишь судебная форма юрисдикционной защиты», и указывают, что Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года содержал правило об отобрании ребенка именно на основании решения суда.

Напомним, изъятие детей сотрудниками органов опеки или полицейскими неоднократно вызывало общественный резонанс. В 2015 году в больнице Санкт-Петербурга умер пятимесячный Умарали Назаров, которого забрали от матери из квартиры, в которой проживали мигранты из Таджикистана.

В том же году в больнице Новороссийска погиб трехмесячный Родион Тонких — одним из поводов для отобрания младенца стало недостаточное, по мнению сотрудников опеки, количество продуктов в холодильнике.

В сообщении, которое распространила пресс-служба господина Крашенинникова, указывается, что причиной для вмешательства соцслужбы может быть нехватка игрушек, громкий плач, отсутствие отдельной комнаты у ребенка: «Произвольное вмешательство органов опеки и попечительства в дела семьи… иногда не имеют под собой не только реальной угрозы жизни или здоровью ребенка, но и связано с нежеланием оказать социальную поддержку».

Президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская полагает, что «сама идея о введении судебного подтверждения отобрания однозначно хороша», однако «нужно все продумать процедурно»: «Можно легко предположить, что по сложным историям, в которых суды не смогут разобраться за короткий срок, решения будут выноситься автоматически. То есть процедура может стать формальной: опека запрашивает, суд подтверждает». Среди положительных моментов законопроекта эксперт отметила указание необходимости присутствия на судебном процессе семьи ребенка, но предположила, что «за 24 часа семья может быть не уведомлена или же не будет достаточно трезва, чтобы добраться до суда».

Говоря о срочном отобрании детей при угрозе жизни, госпожа Альшанская отметила, что «невозможно на глазок сотрудникам опеки или полиции определить, умрет ли ребенок в течение нескольких часов»: «Я бы сильно подумала над адекватностью этой формулировки».

Она также отметила, что необходима процедура временного перемещения ребенка, например, к родственникам или друзьям семьи: «Сейчас нет процедуры срочной передачи доверенным лицам, а также нет механизмов дальнейшей работы с семьей».

«Хотелось бы, чтобы эту историю продумали и обсудили, в результате чего у нас появилась бы профессиональная система защиты детей»,— сказала Елена Альшанская, добавив, что ей неизвестно, с какими общественными организациями консультировались авторы проекта.

Адвокат, экс-омбудсмен Павел Астахов в разговоре с “Ъ” также поддержал законопроект: «Все внесудебные процедуры ведут к злоупотреблению, субъективизм играет в этих вопросах всегда пагубную роль».

«В законе должны быть прописаны все критерии и основания для срочных мер,— сказал он.

— Я, прежде всего, выносил бы документ на обсуждение родительской общественности и проводил обсуждение во всех общественных палатах».

Валерия Мишина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4414960

За что могут забрать ребенка органы опеки: причины, порядок, последствия

Изъятие ребенка из семьи полицией

Дети — будущее страны, забота о них одна из приоритетных задач Российский Федерации. Но не каждый родитель учитывает предписания и воспитанию детей, предусмотренные законом.

Новоиспеченные «воспитатели» устанавливают нормы поведения и ответственности в своей ячейке общества, зачастую, опираясь на личный опыт.

Сложившаяся практика детского воспитания, несоответствующая государственной семейной политике, может повлиять на решение органов опеки забрать ребенка из семьи.

За что органы опеки могут забрать ребенка из семьи

Руководствуясь кодексом Российской Федерации (статьей N 77), единственной весомой причиной безотлагательного изъятия детей из семьи органами опеки является угроза их жизни и здоровью. Но есть и другие действия или бездействия законных представителей, которые являются поводом отобрать несовершеннолетних иждивенцев.

Основаниями для изъятия считают:

  • привязанность у ответственных лиц к спиртному или же наркотикам;
  • совершение насильственных действий родственниками в отношении несовершеннолетнего;
  • эксплуатация детского труда;
  • непосещение молочной кухни;
  • аморальное поведение взрослых;
  • частый и громкий плач деток;
  • нарушение техники безопасности при вовлечении своих чад в бытовой процесс;
  • нехватка игрушек;
  • антисанитарные условия проживания;
  • не надлежащее состояние спального и рабочего места;
  • не своевременное прохождение врачей в детской поликлинике;
  • отсутствие нужных или наличие просроченных продуктов;
  • поступление жалоб, в том числе анонимных.

Проверки от органов опеки

Проверка состоит из ряда процедур:

  • обследование места проживания, при непосредственном посещении дома;
  • беседа с законными представителями, учителями школьников, соседями и т.п.;
  • проверка источников дохода;
  • медицинское обследование здоровья подопечных;
  • оценивают психологическое состояние объектов проверки.

Так же учитывают мнение учителей учебных заведений, где учатся подопечные, соседей.

Подвергаются проверке лица, принявшие опеку над несовершеннолетними детьми, а также биологические родители. Фактически, каждое семейство может стать объектом обследования, достаточно «сигнала» со школы или от соседей.

Внезапные проверки, позволяют объективно оценить условия содержания малюток, особенно когда они еще не посещают садик или школу.

Как себя вести, когда сотрудники опеки в квартире

Главное не паникуйте, сохраняйте спокойствие и уверенность, старайтесь быть доброжелательными. Если к Вам пришли «незваные гости», не спешите открывать дверь, это не безопасно. Для начала уточните Ф.И.О.

, должность и цель визита представителя. Теперь нужно убедиться, что именно Вам назначили проверку. Точную информацию можно узнать по телефону. Только после подтверждения информации, стоит впустить визитеров в дом.

Если сотрудники не имеют соответствующих документальных полномочий (решения суда или акт принудительного изъятия), обязать Вас подчиниться они не имеют полномочий. Решать Вам, но отказ усугубит ситуацию, когда они вернутся с официальной бумагой.

На что обращает внимание опека

  • требует ли квартира ремонта или его наличие;
  • чистота в квартире;
  • внешний вид членов семьи;
  • наличие спальных мест для каждого в доме;
  • содержимое холодильника (свежесть продуктов, горячие блюда, детское питание);
  • присутствие домашних животных и насекомых;
  • в помещении неприятный запах (затхлость, гниение, сырость и т.п.);
  • физическое и моральное состояние малышей;
  • наличие признаков распития алкоголя или других вредных веществ;
  • манера общения между близкими;
  • необходимость в госпитализации или медикаментах (в случае болезни).

Посетив семью лично, сотрудники должны убедиться, что малышам, проживающим с Вами, созданы надлежащие условия и нет риска для его жизни и здоровья.

Если ребенка решили забрать

Без акта об изъятии или же решения суда принудительно отнять отпрысков не имеют права. Не подписывайте заявление на добровольную передачу детей, если не согласны. Поскольку доказать факт угрозы жизни или здоровью не просто. Добровольный отказ от исполнения материнских обязанностей судом будет расцениваться как равнодушие, не возможность обеспечения достойного уровня проживания с Вами.

Порядок изъятия ребенка из семьи

Действия попечительских комиссий происходят по определенной схеме:

  • поступает сигнал или жалоба от добропорядочных граждан;
  • проводят проверку, соблюдая законодательные предписания;
  • выявив незначительные нарушения, делают предупреждение нерадивым матери или отцу;
  • при выявлении соответствующих серьезных нарушений происходит изъятие несовершеннолетних под присмотр государства;
  • следуя предписанию закона, дети помещаются в государственные воспитательные учреждения «детские дома» или отдаются под временную опеку близким людям, имеющим право на уход и воспитание ребенка.

Если Ваше чадо забрали, Вы имеете возможность оспорить заключения муниципальных структур в законном порядке.

Передача детей органам опеки

Передача воспитанников происходит принудительно либо по согласию родителей. Безотлагательно забирают иждивенцев в случае возникновения опасности для их жизни и здоровья. А также если отец и мать:

  • не проживают больше 6 месяцев с детьми без уважительной причины;
  • официально признаны недееспособными;
  • пропали без вести.

Если ребенка не забрали

Не факт, что ребенка заберут сразу после визита, органы опеки и попечительства могут вынести предупреждение. Эти меры дают возможность устранить замечания и воспитанию малолетних.

Сегодня довольно часто возникают житейские затруднения, которые преодолеть самостоятельно не получается. На такой случай, одним из вариантов решения возникших проблем может быть обращение в центры помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная сеть помощи населению оказывает различную поддержку каждому нуждающемуся жителю РФ.

Правовые последствия

В течение семи дней с момента изъятия малолетних государственный представитель подает прошение о лишении родительских прав в суд. В это время малышей помещают в специальных учреждениях для детей. До суда общение с близкими допускается, только в случае, если встречи не ухудшают физическое и психологическое состояние деток.

Если прошение истца будут удовлетворены, ответчик может попытаться восстановить материнство, если реабилитируется до наступления совершеннолетия отпрыска.

В такой ситуации сироты до достижения 18 летнего возраста остаются в детском доме или их могут усыновить другие родственники или же иные граждане в законном порядке.

Лишенные родительских прав отец или мать обязаны платить алименты на содержание ребенка.

Законодательное регулирование

  • Правовые отношения в семье регулирует, в основном, гражданский кодекс Российской Федерации.
  • Органы опеки и попечительства действуют, основываясь на ряде законодательных актов, например СК РФ, начиная с двенадцатой главы:
  • Статья 69. Лишение родительских прав;
  • Статья 70. Порядок лишения родительских прав;
  • Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или его здоровью.
  • ФЗ N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • ФЗ N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • ФЗ N 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей», и т.д.

Самый маленький житель нашей страны наиболее уязвим. Очень важно не оставаться безразличными к негативному обращению с подрастающим поколениям. Даже если это не Ваше чадо, но будучи очевидцем грубых нарушений, моральный долг каждого добропорядочного человека защитить детство маленького человечка.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/opekarf/za-chto-mogut-zabrat-rebenka-organy-opeki-prichiny-poriadok-posledstviia-5cd9c5fa0de4a600b3dadc58

Изъятие детей из семьи

Изъятие ребенка из семьи полицией

Пленум Верховного Суда РФ 14 ноября 2017 г. принял постановление № 44, в котором разъяснил ряд вопросов, касающихся ограничения и лишения родительских прав, отмены такого ограничения и восстановления в родительских правах, а также отобрания ребенка у родителей и опекунов при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Так, согласно ст. 77 Семейного кодекса РФ (СК РФ) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

Верховный суд РФ (ВС РФ) в своем постановлении от 14 ноября 2017 г. пояснил, что может считаться непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, являющейся основанием для немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Такой угрозой может считаться ситуация, с очевидностью свидетельствующая о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (в том числе и бездействия) родителей либо опекунов.

Например: непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра.

При этом тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей на основании ст 77 СК РФ, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с материальными и финансовыми возможностями семьи.

Также пояснено, что указанная мера носит чрезвычайный характер, ее применение возможно лишь на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта РФ либо главы муниципального образования.

Статья 69 СК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Пленум ВС РФ дал подробные разъяснения, касающиеся этих оснований.

В частности, отмечено, что лишение родительских прав применяется судом только за виновное поведение родителей по основаниям, указанным в ст. 69 СК РФ.

Лишение родительских прав допускается в случае, когда защитить права и интересы детей иным образом не представляется возможным.

В отношении такого основания, как «уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов», ВС РФ пояснил, в чем может заключаться уклонение от выполнения родительских обязанностей, какие обстоятельства свидетельствуют о злостном характере уклонения от уплаты алиментов. В качестве примеров таких обстоятельств названы: сокрытие родителем действительного размера заработка, сокрытие своего места нахождения.

Разъяснено, что понимать под злоупотреблением родительскими правами, также являющимся основанием для лишения родительских прав.

По мнению ВС РФ, злоупотреблением следует считать, например, создание препятствий к получению детьми общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность запрещенных организаций.

При этом не могут быть лишены родительских прав лица, не выполняющие свои родительские обязанности из-за стечения тяжелых обстоятельств и по другим причинам, от них не зависящим (например, психического расстройства или иного хронического заболевания, за исключением лиц, страдающих хроническим алкоголизмом или наркоманией). В этом случае суд может вынести решение об ограничении родительских прав, если оставление ребенка у родителей опасно для него.

Отмечено, что ограничение или лишение родительских прав не освобождает родителя от обязанности содержать своего ребенка. Поэтому при рассмотрении дела об ограничении или о лишении родительских прав суд решает также и вопрос о взыскании алиментов на ребенка. При этом не имеет значения, предъявлен ли такой иск.

Таким образом, в Российской Федерации должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

Источник: https://27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/Pravovaja_pomoshh_detjam/%D0%B8%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9-%D0%B8%D0%B7-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D0%B8

Полицейских, незаконно отбиравших детей у родителей, привлекут к ответственности

Изъятие ребенка из семьи полицией

На этой неделе городская прокуратура проанализировала состояние законности в сфере отобрания детей у семей полицейскими и органами опеки. НЕВСКИЕ НОВОСТИ выясняли, какая ситуация сложилась в Санкт-Петербурге и какие нарушения выявил надзорный орган.

В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса РФ, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования (в случае, если законом субъекта РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству).

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может стать основанием для отобрания ребенка и изъятия его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей.

Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям несовершеннолетнего в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

К полномочиям органов опеки и попечительства ст.77 Семейного кодекса РФ отнесено отобрание ребенка у родителей при наличии угрозы его жизни или здоровью.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании постановления главы местной администрации муниципального образования. Об отобрании ребенка незамедлительно уведомляется прокурор.

Также специалист органа опеки и попечительства обязан обеспечить временное устройство ребенка и в течение недели после вынесения вышеназванного постановления обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

В 2017 году количество детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью органами опеки и попечительства, по сравнению с 2016 годом, сократилось в 3 раза и составило 7 против 22. При этом в каждом случае отобрания ребенка действия органов опеки и попечительства органами прокуратуры признаны законными и обоснованными.

Судами при рассмотрении исковых заявлений органов опеки и попечительства о лишении (ограничении) родительских прав граждан, у которых дети были отобраны в порядке ст. 77 СК РФ, приняты решения о лишении родительских прав 3 родителей, в отношении остальных судебные решения еще не приняты.

В силу закона к полномочиям сотрудников полиции отнесено доставление граждан в служебное помещение территориального органа полиции, в помещение муниципального органа и иное служебное помещение в целях защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе, в том числе доставление несовершеннолетних, безнадзорных и беспризорных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Сотрудники ОВД должны осуществлять в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направлять таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

Алгоритм работы сотрудников полиции с такими детьми предусмотрен Инструкцией по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации.

В ходе проверки установлено, что в 2017 году зарегистрирован 91 случай изъятия детей из семей, всего изъято 129 несовершеннолетних.

Как правило, в таких семьях, из которых изымались дети, воспитывался один ребенок. В одном случае, в Пушкинском районе города, из семьи забрали сразу пятерых детей.

Как правило, изъятие детей производилось в период с понедельника по пятницу, лишь в 19 % случаев дети изымались в выходные дни. А в 13 случаях — в дневное время.

Все дети, изъятые из семьи, в последующем направлялись в медицинские учреждения (СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 22», СПб ГБУЗ «Детская городская клиническая больница № 5 им. Н.Ф. Филатова»), а также в СПб ГБУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В.В. Цимбалина».

Прокуратура установила, что, как правило, в течение 2-10 суток дети возвращались в семьи к биологическим родителям на основании поступивших от них заявлений о желании забрать юных петербуржцев домой и отсутствии возражений у специалистов органов опеки и попечительства.

Наиболее частые причины изъятия детей — нахождение родителей в состоянии алкогольного опьянения, антисанитарные условия в квартире, где проживали дети, отсутствие продуктов питания в холодильнике.

Основанием госпитализации несовершеннолетних в медицинские учреждения являлось установление медиками скорой помощи, вызванными по месту жительства, признаков заболевания у детей (ОРВИ, энтеробиоз, ринит).

Анализ показал, что наиболее часто из семей изымаются дети в возрасте от 0 до 5 лет, значительно реже – от 10 до 16 лет.

Прокуратура проверила соблюдение норм закона сотрудниками полиции при изъятии детей.

Установлено, что дети из семей необоснованно изымаются на основании актов о выявлении подкинутого или заблудившегося ребенка и, минуя территориальные отделы полиции, доставляются бригадами скорой помощи в медицинские организации.

Тогда как дети, не относящиеся к категории подкинутых или заблудившихся, помещаются в медицинские организации на основании акта, составляемого аналогично акту о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Кроме того родители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и нарушающие, со слов соседей, общественный порядок, в территориальные отделы полиции не доставляются, медицинское освидетельствование таких лиц на состояние опьянения не проводится.

В силу закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать орган опеки и попечительства о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, создающей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию.

Проверка вскрыла отсутствие такого взаимодействия между сотрудниками полиции и органами опеки и попечительства.

Выявляя в дневное время ребенка, находящегося в обстановке, представляющей угрозу его жизни, здоровью или препятствующей его воспитанию, сотрудники полиции должностных лиц органов опеки и попечительства  в известность об этом не ставят, самостоятельно принимая решение об изъятии детей из семьи, фактически подменяя тем самым органы опеки и попечительства.

Примером могут служить материалы проверки по выявлению ребенка 2013 г.р., который в феврале 2017 года был обнаружен в квартире дома на 2-й линии В.О.

без попечения родителей «в социально опасном положении».

Ребенок находился дома один в отсутствие законного представителя, имелся свободный доступ к газовой плите, окнам, в холодильнике отсутствовали продукты питания, в жилище была антисанитария.

Несмотря на фактическое нахождение ребенка при угрозе его жизни или здоровью, сотрудники опеки и попечительства своевременно в известность об этой ситуации поставлены не были, вопрос об отобрании ребенка не инициирован.

Несовершеннолетний направлен в СПб ГБУЗ «Центр медицинской и социальной реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, им. В.В. Цимбалина» по акту полиции о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В связи с выявленными нарушениями закона прокуратура внесла представление в адрес заместителя начальника ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об их устранении и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

UPD:

Источник: https://nevnov.ru/542600-policeiskikh-nezakonno-otbiravshikh-detei-u-roditelei-privlekut-k-otvetstvennosti

Убивать стали чаще: МВД сможет забирать детей из семьи

Изъятие ребенка из семьи полицией

МВД предлагает наделить полицейских правом временно изымать детей из семьи, если им грозит реальная опасность. Об этом сообщил представитель Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД Станислав Колесник.

Согласно статье 77 Семейного кодекса «Отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью», изымать ребенка из семьи могут только органы опеки по решению органа исполнительной власти в регионе или главы муниципального образования. Орган опеки должен уведомить прокурора об изъятии и в течение недели обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав.

Между тем, отметил Колесник, органы опеки действуют только в рабочее время с 9 до 18.00, а в остальное время на сообщения о противоправных действиях в отношении детей реагируют именно полицейские.

В связи с этим сотрудникам МВД нередко приходится изымать детей, чтобы обезопасить их, «действуя на грани превышения должностных полномочий». Если же полицейские не предпримут никаких мер, то их могут обвинить в халатности.

Колесник подчеркнул, что в МВД понимают и признают приоритет сохранения полной семьи, однако иногда ситуация требует незамедлительных мер, в том числе по временной изоляции ребенка от опасности внутри семьи. Кроме того, в ведомстве согласны с тем, что изъятие ребенка из семьи не должно в обязательном порядке повлечь лишение родительских прав.

«Конечно, ситуация зачастую требует разбирательства, и это должно быть какое-то временное изъятие, чтобы разобраться в ситуации в дальнейшем. Мы предложения уже готовим и направляем и по этому поводу», – сообщил силовик на заседании Совета по вопросам попечительства в социальной сфере.

По словам Колесника, в России за четыре года на 92% выросло количество преступлений, совершенных родителями в отношении детей. Так, на 50% увеличилось число убийств, и на 48% — случаев истязания ребенка.

Летом этого года член Совета Федерации Елена Мизулина сообщила, что ежегодно из семей изымают около 300 тыс. детей, причем самая распространенная причина — постоянное пьянство родителей.

«Чаще всего это действительно лица, которые злоупотребляют алкогольными напитками либо принимают наркотики, то есть ведут асоциальный образ жизни.

Бывают случаи, когда родители-алкоголики не кормят маленьких детей и ребенок просто может умереть с голоду», – сообщил «Газете.

Ru» член Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совфеда, адвокат Евгений Корчаго.

В декабре этого года Совет по правам человека передал президенту РФ предложения по реформированию системы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Авторы предложений заявили, что главной задачей органов опеки должна стать помощь семье в преодолении кризиса и устранении угрозы, чтобы ребенок мог вернуться к родителям. Исключения составляют случаи, когда было доказано, что родители совершили преступления против жизни, здоровья или половой неприкосновенности своих детей.

Сейчас Семейный кодекс ничего не говорит о помощи семье и лишь предусматривает для органов опеки возможность подать иск о лишении родительских прав.

Кроме того, должны быть разработаны механизмы по защите ребенка от агрессора, считают в СПЧ. Так, следует удалять из семьи не ребенка, а взрослого, который представляет для него угрозу. Еще один вариант – переместить ребенка с родителем, который для него угрозы не представляет.

Зампред комитета Госдумы по делам семьи Оксана Пушкина, комментируя эту инициативу, отметила, что сейчас в законодательстве нет норм по удалению родителя из семьи. Зачастую суды отказывают в принудительном выселении из квартиры даже человека, лишенного родительских прав.

Авторы предложений отмечают, что изъятие ребенка из семьи должно быть крайней мерой, применяемой, «только если угроза исходит от родителя и неустранима».

В случае, если ребенка все же изъяли из семьи, его следует перемещать не в детский дом, а к родным и близким семьи или во временную приемную семью, где он будет жить, пока органы опеки работают с его кровными родителями.

О необходимости профилактики семейных проблем заявила в декабре и вице-премьер РФ по вопросам социальной политики Татьяна Голикова. Она отметила, что основными причинами сиротства в России являются лишение и ограничение родительских прав и смерть родителей.

«Очевидно, что одна из причин социального сиротства — это несвоевременная или не оказанная в достаточном объеме социальная поддержка и помощь семье и отсутствие налаженной профилактики в работе с семьей», – подчеркивала Голикова.

По ее словам, в прошлом году в России на 9,7% уменьшилось число детей, родители которых были лишены родительских прав, однако на 2,4% увеличилось число детей, родителей которых ограничили в правах.

Источник: https://www.gazeta.ru/social/2019/12/20/12875414.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.