Иные способы приватизации

Иные способы приватизации

Иные способы приватизации

Иные способы приватизации

Особым способом приватизации государственного и муниципального имущества является внесение его в уставные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретаемых акций, выпущенных обществами при их создании либо дополнительно при увеличении своих уставных капиталов (ст. 25 Закона о приватизации). Оно осуществляется по решению соответствующего органа исполнительной власти. При этом доля акций такого акционерного общества, находящихся в собственности публично-правового образования, не может быть менее чем 25% плюс одна акция.

В ряде случаев публично-правовые образования передавали принадлежащие им пакеты акций в доверительное управление коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям*(110).

Если договор доверительного управления такими акциями был заключен по результатам конкурса, а все его условия выполнены надлежащим образом, по истечении срока доверительного управления такими акциями, который не может превышать трех лет, бывший управляющий становится собственником находившихся в его доверительном управлении акций (п. 1 ст. 26 Закона о приватизации).

Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления, становясь, таким образом, разновидностью сделки, совершенной под отлагательным условием.

Отсутствие покупателей некоторых наименее привлекательных видов государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации, вызвало к жизни новые формы (способы) их приватизации.

Акции открытых акционерных обществ, созданных на базе приватизированного имущества унитарных предприятий, теперь могут быть проданы не только на аукционах и по конкурсу, но и через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст. 22 Закона о приватизации).

В случае, если аукцион по продаже приватизируемых объектов был признан несостоявшимся (а это, как известно, возможно прежде всего по причине участия в нем лишь одного участника), продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст. 23 Закона о приватизации).

В этой ситуации имущество продается лицу, первым подавшему заявку на его приобретение по начальной цене несостоявшегося аукциона. При отсутствии таких заявок осуществляется снижение цены приватизируемого имущества, которое продается первому подавшему заявку на его покупку по предложенной цене.

Такое снижение производится до заранее определенного минимального размера (“цены отсечения”).

Если же из-за отсутствия заявок покупателей не состоялась и продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения, оно продается без объявления цены (ст. 24 Закона о приватизации). В данном случае предлагаемая цена продажи заранее вообще не определяется.

Предложения о приобретении такого имущества подаются претендентами в запечатанных конвертах (в “закрытой форме”) и имущество при наличии нескольких претендентов продается лицу, предложившему за него наибольшую цену, а при наличии нескольких одинаковых предложений – тому, кто раньше других подал заявку на его приобретение.

Как уже отмечалось, в 90-е гг. прошлого века в довольно ограниченных рамках в качестве самостоятельного способа приватизации государственных и муниципальных предприятий допускалась аренда их имущества с правом последующего выкупа.

Кроме того, структурным подразделениям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, не имевшим в силу отсутствия гражданской правосубъектности права на выкуп арендованного имущества, такое право могло быть предоставлено при их выделении из состава предприятия в порядке “коммерциализации”. Наконец, арендованные частными собственниками самостоятельные объекты нежилого фонда (здания, строения и отдельные помещения) продавались их арендаторам в порядке приватизации (с ограничениями, установленными государственными программами приватизации).

В остальных случаях арендатор имущества приватизируемого предприятия (в роли которого обычно выступало юридическое лицо, созданное его работниками) был вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным участием, получая в таком случае право первоочередного приобретения его акций. Программами приватизации допускалась также приватизация некоторых видов имущества государственных или муниципальных предприятий (при преобразовании их в акционерные общества со 100%-ным государственным или муниципальным участием) посредством сдачи его работникам таких предприятий в аренду с правом выкупа, но уже по рыночной, а не по первоначальной (балансовой) стоимости. Таким образом, аренда с выкупом сохранялась в качестве “остаточной” (от прежнего правопорядка) формы приватизации.

Приобретение гражданами в собственность занимаемых ими государственных и муниципальных жилых помещений регламентируется специальным законом. Оно осуществляется на безвозмездных началах путем заключения специального договора.

Законодательство допускает и покупку жилых помещений гражданами у публично-правовых образований.

Что касается приватизации земельных участков, то и она в ряде случаев также может осуществляться бесплатно, хотя общим правилом является их возмездное предоставление в собственность граждан и юридических лиц (п. 2 ст. 28 ЗК) по договорам купли-продажи.

Дополнительная литература

Дозорцев В.А. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С.А. Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М., 1998.

Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций. М., 2000.

Источник: https://studopedia.su/16_129409_inie-sposobi-privatizatsii.html

Приватизация земельных участков гражданами

Иные способы приватизации

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Понятие и способы приватизации государственного и муниципального имущества

Иные способы приватизации

Приватизация – отчуждение (переход) не­движимого имущества из государственной или муниципальной собст­венности в частную собственность граждан или определенных юриди­ческих лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных об­ществ (удостоверенных ими прав).

Следует иметь в виду, что заключаемые в ходе приватизации сдел­ки по приобретению в частную собственность приватизируемого иму­щества являются гражданско-правовыми договорами (чаще всего — до­говорами купли-продажи), а потому подпадают под действие общих норм гражданского права, хотя их содержание, а также порядок за­ключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом императивно. Решение же о приватиза­ции конкретного объекта (недвижимости) следует рассматривать как одну из форм осуществления публичным собственником своего пра­вомочия по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

В качестве продавца (отчуждателя) приватизируемого имущества дол­жен выступать публичный собственник. Согласно действующему Федеральному закону от 21 декабря 2001 г.

N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” функциями по приватизации по общему правилу об­ладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные го­сударственные учреждения (п. 1 ст. 6). Аналогичным образом организу­ется приватизация государственного и муниципального имущества.

В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст.

5 Закона о приватизации могут выступать любые фи­зические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в ус­тавном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений — не­собственников. Очевидно также, что в этой роли не могут выступать другие публично-правовые образования.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

    1. имущественные комплексы унитарных предприятий, причем со­вместно с занимаемыми ими земельными участками (ст. 11, п. 2 ст. 28ст. 28 Закона о приватизации);
    2. отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строи­тельство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими зе­мельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации);
    3. акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 ЗК);
    4. объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) (ст. 29 Закона о приватизации);
    5. земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 ЗК);
    6. жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации жилья).

Таким образом, речь идет главным образом об отчуждении находя­щегося в публичной собственности недвижимого имущества. Движи­мое имущество переходит из публичной в частную собственность в ре­зультате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продук­ции государственных и муниципальных унитарных предприятий) или иных действий по его отчуждению, а не в порядке приватизации.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального имущества осу­ществляется исключительно предусмотренными в законе способами. К их числу в соответствии со ст. 13 Закона о приватизации относятся:

    1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
    2. преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
    3. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
    4. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
    5. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
    6. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
    7. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли;
    8. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
    9. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
    10. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
    11. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

При приватизации, осуществляемой путем преобразования унитар­ных предприятий в открытые акционерные общества, последние ста­новятся правопреемниками первых в соответствии с передаточным актом (п. 1 ст. 37 Закона о приватизации).

При этом, однако, применяются об­щие нормы ГК о гарантиях прав кредиторов при реорганизации (ст. 60 ГК).

Вместе с тем Российская Федерация и ее субъекты вправе устано­вить специальное право на участие в управлении акционерными обще­ствами, созданными на базе приватизированных предприятий, имею­щих особо важное народнохозяйственное значение («золотая акция»).

Оно заключается в возможностях применения «права вето» (запрета) при принятии некоторых важнейших решений общим собранием обще­ства, а также внесения предложений в повестку дня годового собрания акционеров и требования созыва внеочередного общего собрания, не­смотря на наличие у публично-правового образования лишь 25% и ме­нее акций (и соответственно — ) такого общества.

Продажа приватизируемого имущества на аукционах и конкурсах различается тем, что на аукционе такое имущество продается покупа­телю, предложившему в ходе торгов наиболее высокую цену, тогда как конкурс («тендер») предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий (сохранение определенного числа рабочих мест, сохранение профиля работы приватизированного предприятия и т.д.).

Внесение государственного и муниципального имущества в устав­ные капиталы открытых акционерных обществ в оплату приобретае­мых акций (ст. 25 Закона о приватизации) предполагает приобретение публично-правовым образованием их пакета в размере не менее, чем 25% плюс одна акция.

Государственное имущество (помимо денеж­ных средств) может быть также внесено в уставные капиталы государ­ственных корпораций, юридически являющихся частными собственниками своего имущества.

Однако в этом случае используются правила специальных законов о создании таких корпораций и не применяют­ся нормы Закона о приватизации.

https://www.youtube.com/watch?v=EnX6HATpmyU

Приватизация жилых помещений и земельных участков произво­дится в соответствии со специальными нормами жилищного и земель­ного законодательства.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-i-sposobi-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imuschestva

5. Иные способы приватизации

Иные способы приватизации

Особымспособом приватизации государственногои муниципального имущества являетсявнесение его в уставные капиталы открытыхакционерных обществ в оплату приобретаемыхакций, выпущенных обществами при ихсоздании либо дополнительно приувеличении своих уставных капиталов(ст.25Закона о приватизации). Оно осуществляетсяпо решению соответствующего органаисполнительной власти. При этом доляакций такого акционерного общества,находящихся в собственностипублично-правового образования, неможет быть менее чем 25% плюс одна акция.

Вряде случаев публично-правовые образованияпередавали принадлежащие им пакетыакций в доверительное управлениекоммерческим организациям и индивидуальнымпредпринимателям .

Если договордоверительного управления такимиакциями был заключен по результатамконкурса, а все его условия выполненынадлежащим образом, по истечении срокадоверительного управления такимиакциями, который не может превышатьтрех лет, бывший управляющий становитсясобственником находившихся в егодоверительном управлении акций (п.1 ст. 26Закона о приватизации).

Договоркупли-продажи акций заключается спобедителем конкурса одновременно сдоговором доверительного управления,становясь, таким образом, разновидностьюсделки, совершенной под отлагательнымусловием.

——————————–

См.: УказПрезидента РФ от 9 декабря 1996 г. N 1660 “Опередаче в доверительное управлениезакрепленных в федеральной собственностиакций акционерных обществ, созданныхв процессе приватизации” (СЗ РФ. 1996.N 51. Ст.

5764) и ПостановлениеПравительства РФ от 7 августа 1997 г.

N 989″О порядке передачи в доверительноеуправление закрепленных в федеральнойсобственности акций акционерных обществ,созданных в процессе приватизации, изаключении договоров доверительногоуправления этими акциями” (СЗ РФ.1997. N 45. Ст. 5193).

Отсутствиепокупателей некоторых наименеепривлекательных видов государственногоили муниципального имущества, подлежащегоприватизации, вызвало к жизни новыеформы (способы) их приватизации.

Акцииоткрытых акционерных обществ, созданныхна базе приватизированного имуществаунитарных предприятий, теперь могутбыть проданы не только на аукционах ипо конкурсу, но и через организатораторговли на рынке ценных бумаг (ст.22Закона о приватизации).

Вслучае если аукцион по продажеприватизируемых объектов был признаннесостоявшимся (а это, как известно,возможно прежде всего по причине участияв нем лишь одного участника), продажаимущества осуществляется посредствомпубличного предложения (ст.23Закона о приватизации).

В этой ситуацииимущество продается лицу, первымподавшему заявку на его приобретениепо начальной цене несостоявшегосяаукциона. При отсутствии таких заявокосуществляется снижение ценыприватизируемого имущества, котороепродается первому подавшему заявку наего покупку по предложенной цене.

Такоеснижение производится до заранееопределенного минимального размера(“цены отсечения”).

Еслиже из-за отсутствия заявок покупателейне состоялась и продажа государственногои муниципального имущества посредствомпубличного предложения, оно продаетсябез объявления цены (ст.24Закона о приватизации). В данном случаепредлагаемая цена продажи заранеевообще не определяется.

Предложения оприобретении такого имущества подаютсяпретендентами в запечатанных конвертах(в закрытой форме) и имущество при наличиинескольких претендентов продаетсялицу, предложившему за него наибольшуюцену, а при наличии нескольких одинаковыхпредложений – тому, кто раньше другихподал заявку на его приобретение.

Какуже отмечалось, в 90-е гг. прошлого векав довольно ограниченных рамках в качествесамостоятельного способа приватизациигосударственных и муниципальныхпредприятий допускалась аренда ихимущества с правом последующего выкупа.

Кроме того, структурным подразделениямпредприятий торговли, общественногопитания и бытового обслуживания, неимевшим в силу отсутствия гражданскойправосубъектности права на выкупарендованного имущества, такое правомогло быть предоставлено при их выделениииз состава предприятия в порядкекоммерциализации.

Наконец, арендованныечастными собственниками самостоятельныеобъекты нежилого фонда (здания, строенияи отдельные помещения) продавались ихарендаторам в порядке приватизации (сограничениями, установленнымигосударственными программамиприватизации).

Востальных случаях арендатор имуществаприватизируемого предприятия (в роликоторого обычно выступало юридическоелицо, созданное его работниками) былвправе в общем порядке создать открытоеакционерное общество с государственнымучастием, получая в таком случае правопервоочередного приобретения его акций.

Программами приватизации допускаласьтакже приватизация некоторых видовимущества государственных илимуниципальных предприятий (припреобразовании их в акционерные обществасо 100-процентным государственным илимуниципальным участием) посредствомсдачи его работникам таких предприятийв аренду с правом выкупа, но уже порыночной, а не по первоначальной(балансовой) стоимости.

Таким образом,аренда с выкупом сохранялась в качестве”остаточной” (от прежнего правопорядка)формы приватизации.

Приобретениегражданами в собственность занимаемыхими государственных и муниципальныхжилых помещений регламентируетсяспециальным законом. Оно осуществляетсяна безвозмездных началах путем заключенияспециального договора.

Законодательстводопускает и покупку жилых помещенийгражданами у публично-правовыхобразований.

Что касается приватизацииземельных участков, то и она в рядеслучаев также может осуществлятьсябесплатно, хотя общим правилом являетсяих возмездное предоставление всобственность граждан и юридическихлиц (п.2 ст. 28ЗК) по договорам купли-продажи.

Дополнительнаялитература

ДозорцевВ.А. Принципиальные черты правасобственности в Гражданском кодексе// Гражданский кодекс России. Проблемы.Теория. Практика. Сборник памяти С.А.Хохлова / Отв. ред. А.Л. Маковский. М.,1998.

КомарицкийС.И. Приватизация: правовые проблемы.Курс лекций. М., 2000.

Источник: https://studfile.net/preview/2015610/page:34/

Гражданское право

Иные способы приватизации

В довольно ограниченных рамках в качестве способа приватизации государственных и муниципальных предприятий сохранилась аренда их имущества с правом последующего выкупа, рассматривавшаяся еще в конце 80-х гг. как основной путь приватизации (“разгосударствления”).

Она допускается лишь в том случае, когда арендный договор с условием о выкупе был заключен до 17 июля 1991 г. (время вступления в силу ранее действовавшего Закона о приватизации предприятий) и содержит все условия о размере, сроке и порядке внесения выкупа (чего не требовало первоначально предусмотревшее такую возможность союзное законодательство об аренде).

Кроме того, структурным подразделениям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, ранее не имевшим в силу этого права на выкуп арендованного имущества, такое право могло быть предоставлено при их выделении из состава предприятия в порядке “коммерциализации” (п. 2 ст. 15 Закона о приватизации предприятий).

Наконец, арендованные самостоятельные объекты нежилого фонда (здания, строения и отдельные помещения) продавались их арендаторам в порядке приватизации (с ограничениями, установленными госпрограммами приватизации).

Во всех остальных случаях арендатор имущества приватизируемого предприятия (в роли которого обычно выступает юридическое лицо, созданное его работниками) вправе в общем порядке создать открытое акционерное общество с государственным участием и впоследствии участвовать в приобретении его акций. В этом случае арендатор публичного имущества получает теперь право первоочередного приобретения акций такого общества.

Кроме того, программами приватизации в настоящее время допускается приватизация некоторых видов имущества государственных или муниципальных предприятий (при преобразовании их в акционерные общества со 100%-ным государственным или муниципальным участием) посредством сдачи его работникам таких предприятий в аренду с правом выкупа, но по рыночной, а не по первоначальной (балансовой) стоимости (п. 8 ст. 20 Закона о приватизации). Таким образом, аренда с выкупом сохранилась только в качестве “остаточной” (от прежнего правопорядка) формы приватизации.

https://www.youtube.com/watch?v=EnX6HATpmyU

Приватизация путем внесения вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ (ст. 23 Закона о приватизации) означает создание хозяйственных обществ с государственным или муниципальным участием.

По смыслу законодательства о приватизации доля публично-правового образования в таких обществах не должна превышать 25%, иначе такая сделка не считается совершенной с надлежащим субъектом приватизации и может быть признана недействительной.

Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий, находившихся в государственной и муниципальной собственности, до принятия нового Закона о приватизации также считалась особой разновидностью приватизации, ибо решение о ликвидации такого предприятия одновременно рассматривалось и в качестве решения о его приватизации (если, конечно, оно не входило в перечень запрещенных к приватизации предприятий).

Такая продажа осуществлялась соответствующим фондом имущества в ходе ликвидации предприятия и должна была производиться исключительно на открытых аукционах, причем, как правило, в виде отдельных “имущественных лотов” (частей), а не целиком (в виде имущественного комплекса). Аналогичным образом продавалось (приватизировалось) и имущество государственных и муниципальных предприятий, оставшееся после их ликвидации и завершения расчетов с кредиторами.

Данный порядок не распространялся на случаи продажи имущества предприятий в результате их банкротства, а также на случаи продажи государственных предприятий – должников как единых имущественных комплексов.

Объекты незавершенного строительства (недостроенные и не сданные в эксплуатацию имущественные комплексы либо отдельные здания, сооружения и тому подобные объекты), в том числе входящие в состав имущества государственных и муниципальных предприятий (находящиеся на их балансе), приватизировались по решению соответствующих комитетов по управлению имуществом с учетом мнения министерств и ведомств, в том числе после их выделения из состава имущества приватизируемых предприятий, путем их продажи на аукционах или по конкурсу либо путем создания на их базе открытых акционерных обществ с последующей продажей их акций. Незанятые (неиспользуемые) здания, строения, сооружения и помещения продавались на открытых аукционах и конкурсах вместе с земельными участками, на которых они расположены.

В настоящее время эти виды имущества как самостоятельные объекты приватизации должны приватизироваться в общем порядке одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 16 Закона о приватизации.

Источник: https://isfic.info/civil1/grots117.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.